На Рождественских чтениях обсудили вопросы социального служения Церкви

14 декабря 2014

На Рождественских чтениях обсудили вопросы социального служения Церкви12 декабря 2014 года в музее истории медицины Челябинска собрались социальные приходские работники, священники, врачи, сестры милосердия, представители городской администрации. Здесь прошли секционные заседания в рамках направления «Церковь и социальное служение» Первых Челябинских областных Рождественских чтений.

Место встречи выбрано не случайно: именно на территории Первой городской больницы двадцать лет назад был открыт первый в современном Челябинске больничный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Его настоятель, протоиерей Михаил Горбунов руководит социальным отделом Челябинской епархии.

«Знать евангельские истины очень важно, они лежат в основе нашей жизни, - размышляет отец Михаил. - А вот чем наполняется эта жизнь? Как, из чего она складывается? Здесь к знанию основ евангельских надо прилагать дела. Мне не нравится слово «социальная деятельность», лет 100-150 назад такого термина даже не было. Это жизнь по Евангелию. Только дела свидетельствуют, действительно ли человек, который называет себя христианином, является христианином. К Богу мы выражаем нашу любовь, участвуя в богослужениях и таинствах. А служение ближнему продолжается после Литургии по мере сил и возможностей каждого человека. Конечно, никто не требует, чтобы человек выполнял заповедь о любви к ближнему непосильным для себя образом. Начинать надо, как советуют святые отцы, с малых дел – потихонечку каждый день творить дела милосердия».

В работе направления «Церковь и социальное служение» приняли участие как миряне, так и клирики – священники и, что особенно важно, диаконы. На заре христианской истории именно диаконы отвечали за гуманитарную помощь прихожанам – занимались проблемами вдов, сирот, больных и нищих. Так и в Челябинской епархии, диакон Вячеслав Дьяков отвечает за помощь наркозависимым людям, а диакон Владимир Панарин открыл центр помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. О своем опыте они рассказали участникам секции.

«Все мы знаем, что вера без дел мертва, – рассуждает диакон Владимир Панарин, руководитель центра «Берег». – Как христиане мы готовы оказать помощь ближнему. А вдруг мы не видим тех, кто действительно нуждается? Они не стоят на каждом шагу, многие стесняются о чем-то просить. Поэтому в каждом приходе священник может возглавить и организовать эту работу: собрать информацию, направить добровольцев или материальную помощь. Мы в центре «Берег» ежедневно ведем работу с мамами и малышами, кому-то закупаем лекарства, кому-то отвозим вещи и памперсы. И каждый раз публикуем на своей страничке Вконтакте подобные сообщения: «Нужно отвезти маме на ЧМЗ коляску, отзовитесь, у кого есть машина и пара часов времени». Оказывается, что очень многие готовы пожертвовать самым дорогим, что есть – личным временем – чтобы помочь незнакомым людям. А сейчас мы начали акцию «Подари Чудо в Рождество»: спрашиваем ребят, о каких подарках они мечтают. Вчера одна девочка написала, что хочет две банки сгущенки и куклу. Вот такие у нас подопечные. И как таким не помочь?»

В Челябинске социальное служение Православной Церкви пока нельзя назвать особенно масштабным. Тем не менее, в нашей епархии существуют уникальные проекты, вроде общины глухих и слабослышащих людей при Свято-Васильевском храме на ЧТЗ, в нескольких храмах есть группы помощи алко- и наркозависимым людям и их семьям. Прихожане храма Георгия Победоносца в Металлургическом районе несколько лет подряд кормят на своей территории бездомных. Два сестричества оказывают серьезную помощь больным в первой и шестой городской больницах. Челябинские священники окормляют детские дома и интернаты, причем делают это не только по праздникам: священник Олег Чиянов из Свято-Симеоновского кафедрального собора встречается со своими подопечными из 13 интерната еженедельно.

Духовником общины глухонемых является иерей Филипп Шамин. На Рождественских чтениях он рассказал об опыте, который он и его единомышленники накопили в челябинском храме Василия Великого: «Отличие нашей общины от всех существующих – в том, что мы не стали делить на слышащих и не слышащих. Люди молятся у нас все вместе. Богослужение ведется с сурдопереводом, и тем самым решается проблема социализации инвалидов, ведь они и так долгое время находились в интернатах, закрытых учреждениях, их не видели, и казалось, что этой проблемы не существует. На самом деле с этим может столкнуться каждый человек, на моем личном опыте: мама девочки, которая переболела и перестала слышать. Казалось бы, куда бежать, где искать помощи? И в нашем храме ее поддержали: познакомили с врачами, помогли практическими советами, поддержали на житейском уровне. Сейчас община насчитывает более 40 человек. Вообще их картина мира отличается от нашей. Есть люди абсолютно глухие, которые не слышат ничего, они воспринимают только язык жестов. Есть слабослышащие, они чувствуют вибрации, могут читать по губам, знают звуки. Происходят удивительные вещи: человек не слышащий, уже пожилой, выучил слова молитвы нараспев. Мы были поражены. А вообще мы своих глухих не выделяем, они себя чувствуют обычными людьми. Иногда бывают забавные вещи: есть у нас бабушки-глухие, на свечках стоят, так они настолько чувствуют свою нужность и значимость, что порой рьяно делают замечания и поддерживают строгую дисциплину среди прихожан. Совсем как обычные бабушки во всех остальных храмах».

Что касается сельских храмов, то во многих деревнях они стали настоящими центрами милосердия: там кормят стариков и детей, раздают одежду, организуют праздники. Конечно, объемы церковной помощи несравнимы с государственной поддержкой, но именно здесь человек может получить точечную, индивидуальную помощь без справок и волокиты. В конце концов, здесь можно выговориться, получить добрый совет и надежду, что все будет хорошо.

Собравшиеся обсудили возможные формы сотрудничества с органами власти, формы помощи обездоленным. Животрепещущий вопрос – о путях преодоления той или иной химической зависимости, о помощи алкоголикам и наркоманам.

По словам священника Алексея Лежнина, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», который возглавляет Центр социальной реабилитации химически зависимых людей «Воскресение», «работа с алкоголиками и наркоманами у нас началась в 2006 году, когда к настоятелю храма «Утоли моя печали» отцу Дмитрию Алферову, ныне покойному, пришла мать одного молодого человека, который лежал в наркологии, и спросила, почему различные сектанты оказывают помощь зависимым, ходят в наркологию, проводят беседы, а православные этим не занимаются. Вот с этого момента было принято решение заниматься этой работой при малом приписном храме. Когда человек лежит в ломке, ему могут помочь только медики. Но его родственники уже могут начать получать помощь и что-то менять в своей жизни. Помощь зависимым людям начинается с помощи родственникам, потому что семья – это единое целое. Молитва – это в первую очередь. Родственники начинают с себя: пытаются избавиться от созависимости, прекращают решать проблемы зависимого человека, спасательством заниматься. Обычно выздоравливают через боль. А родственники, движимые благими намерениями, пытаются эту боль сгладить. Мы учим их этого не делать, а дать человеку почувствовать последствия своей зависимости. И в большинстве случаев, если правильные действия родственники совершают, человек начинает просить о помощи. Тогда начинается работа с самим зависимым. У нас на приходе 10 групп различной направленности (в каждой до 40 человек приходит). Ведется работа с зависимостью, человеку помогают обрести мотивацию на дальнейшее выздоровление. Это сплошное чудо: наркоман, алкоголик по всем законам физики должен спиться и умереть, а он трезвый и живой. Это чудо происходит на группах, оно рутинное. В свое время мы методом проб действовали. А сейчас изобретать велосипед не надо, есть масса методик: и семейные клубы трезвости, школы трезвости, где-то предоставляют помещения при храмах для анонимных сообществ. Мы сотрудничаем с другими центрами, берем по крупицам знания. Сейчас думаем открыть при храме амбулаторный центр».

В работе направления «Церковь и социальное служение» приняли участие делегаты Рождественских чтений из Златоуста, Чебаркуля, Челябинска.

Теги: социум, церковь
Просмотров: 0